3.5. Перелом в войне.
С середины мая горные тропы, ведущие из Бирмы в Индию,
превратились в непроходимые грязные потоки. Дальше Клевы, снабжать которую
можно было по реке, японцы не двинулись. Линии их коммуникаций были настолько
растянуты, что вопрос о вторжении в Индию, на которое надеялся Гитлер и
которого страшились англичане, японским командованием всерьез не рассматривался,
хотя некоторые горячие головы пытались склонить Тодзио к наступлению, полагая,
что в таком случае вся Индия поднимется против английского господства.
Однако Япония и без того уже поглотила территории, во много раз превышающие
ее площадью и населением. Японские войска были разбросаны на огромном пространстве
— от границ с Советским Союзом до берегов Австралии. Вместе с тем экономические
выгоды, которые японские стратеги рассчитывали извлечь из завоеваний, так
и не были достигнуты. Одно дело подсчитать на бумаге, сколько тысяч тонн
нефти даст захват промыслов Калимантана или Енанджауна, сколько риса можно
вывезти из Бирмы и каучука — из Малайи, другое — реально получить эти богатства.
Начать с того, что практически все месторождения, заводы и плантации достались
Японии в разоренном состоянии — в первые месяцы следовало думать об их
восстановлении, а не об использовании. Когда же японцам удалось восстановить
шахты и нефтепромыслы, перед ними встала не менее важная проблема, значение
которой все увеличивалось с ходом войны, — проблема доставки. Переправить
нефть, скажем, из Бирмы в Японию, означало преодолеть путь в несколько
тысяч миль, и в любой момент можно было ожидать встречи с американской
подводной лодкой или самолетом.
Существование империи, разбросанной на таких расстояниях,
могло быть обеспечено лишь полным превосходством в воздухе и на море. Однако
уже 7—8 мая 1942 г. японская эскадра, направленная для захвата Морсби на
юго-востоке о-ва Новая Гвинея, столкнувшись с американским флотом в битве
в Коралловом море, которая впервые в морской истории велась лишь самолетами
с авианосцев, не смогла одержать победы. Японцы даже были вынуждены отложить
десант в Морсби. Вслед за битвой в Коралловом море последовала операция
по захвату атолла Мидуэй. Исход сражения был решен американскими
самолетами, ударившими в то время, когда японские истребители были вынуждены
опуститься на палубы для заправки. Японскому флоту, лишившемуся в этой
битве 4—6 июня 1942 г. своей ударной силы, пришлось отказаться от высадки
на Мидуэе и повернуть обратно. С этого момента японская экспансия была
остановлена. И если на американских верфях и в доках в течение 1942 г.
быстро и эффективно возмещалось то, что было потеряно в Перл-Харборе, Яванском
и Коралловом морях, и строились новые корабли, если экономика Британской
империи — не только метрополии, но и Индии, Австралии, Канады — в ходе
войны также могла компенсировать потери и постоянно увеличивать техническое
оснащение армии и флота, то Япония так и не сумела возместить своих потерь
на море. Хотя численность личного состава японского флота в течение 1942—1943
гг. увеличилась с 429 тыс. человек до 708 тыс., состав флота Японии по
судам основных классов к 1943 г. уменьшился 7, а это означало, что с каждым
днем все труднее будет охранять бесконечные пути, по которым ползли в Японию
транспорты с рудой и танкеры с нефтью. В последние годы войны Япония, как
и Германия, была вынуждена отказаться от строительства крупных кораблей
и основное внимание уделяла созданию подводных лодок. В 1943 г. на Тихоокеанском
театре в составе союзных флотов насчитывалось 19 авианосцев, а в японском
флоте—только 10 на 18 союзных линкоров приходилось лишь девять японских.
Почти вдвое меньше было и эсминцев и подводных лодок. Но главное, по боевым
и техническим характеристикам японские корабли все больше уступали кораблям
союзников — для технического прогресса в Японии не было возможностей.
Таким образом, уже к середине 1942 г. наступательный
порыв Японии иссяк. Наступил этап сохранения достигнутого периметра и укрепления
власти над завоеванными странами, превращения их в источники сырья для
японской военной машины.